Wednesday 13 July 2016

Первые соображение по поводу назначения Джонсона



 
Для начала три факта и два, как мне кажется, очевидных предположения.

Факты:

1. Борис Джонсон, лицо кампании за выход Британии из ЕС (и самый популярный в Британии политик согласно всем опросам за последние годы), назначен министром, иностранных дел.

2. Созданы два новых министерства, дублирующих функции МИДа — министерство Брекзита и министерство международной торговли.

3. Главами этих министерств тоже назначены сторонники Brexit — Дэвид Дэвис и Лайем Фокс.



Очевидные предположения:

4. Тереза Мэй крайне заинтересована в том, чтобы ее премьерство было успешным, чтобы ей досрочно не пришлось досрочно уходить в отставку и чтобы она победила на выборах в 2020, а может и в 2025 годах.

5. Для того, чтобы ее премьерство было успешным, ей нужно чтобы Брекзит прошел для Британии максимально безболезненно.

Гипотезы

Теперь мы подходим к более зыбким вещам. Попробуем понять логику этого назначения.

Вечером среды большинство комментаторов писали, что Мэй дала Джонсону формально третий пост в государстве — после собственно премьера и канцлера — но лишила его реальных полномочий. Переговоры по Брекзиту будут вести Дэвис (поскольку это его министерство) и Фокс (поскольку главным камнем преткновения будет являться как раз торговля), вторая важнейшая тема - заключение договоров о свободной торговле с другими странами мира - тоже перейдет к Фоксу, а Джонсону останутся чисто декоративные функции: ездить по миру, махать ручкой и улыбаться.

Такая конструкция кажется мне крайне нелогичной.

Если Джонсон будет избавлен реальной ответственности за Брекзит и заключение международных договоров, это будет очень выгодно ему самому и очень невыгодно Мэй.

Джонсон один из самых обаятельных политиков в мире. Сила его обаяния такова, что перед ним не в силах устоять даже многие политические оппоненты — по опросам к нему хорошо относится более 40% избирателей лейбористов. Если функция Джонсона будет декоративной, он станет ездить по миру, позировать с премьерами и президентами, кататься на метро в Китае, играть в регби в Японии,  таскать за хвост варанов в Малайзии, позировать с автоматом в Курдистане и набирать, набирать, набирать очки у избирателей. На декоративном посту у него не будет ни единого шанса проколоться — опасными для карьеры делами будут заниматься другие - зато будет куча возможностей непрерывно торчать в телевизоре и продолжать завоевывать любовь публики. Публика любит, когда её развлекает, а Джонсон умеет развлекать как никто другой. 


Отбирая у Джонсона реальные полномочия, Мэй собственными руками создаст себе опасного конкурента.

Одновременно она сама роет себе яму в отношении Brexit-а. И Фокс и Дэвис куда более последовательные евроскептики, чем Джонсон. Хуже того — у них крайне жесткая позиция по иммиграции. Джонсон, наоборот, неоднократно говорил, что относится к иммиграции позитивно.

Именно иммиграция обещает быть самой сложной темой на переговорах — ЕС уже дал понять, что в этом вопросе он уступать не собирается. То есть выводя Джонсона из переговоров с ЕС и отдавая их на откуп «ястребам» Дэвису и Фоксу Мэй фактически гарантирует то, что переговоры будут очень сложными, возможно, провальными.

А если переговоры будут провальными, то Мэй окажется плохим премьером, потому что именно Brexit станет главной темой её [первого] премьерства (если, конечно, ИГИЛ не нападет на Турцию или Путин на Польшу).

Поэтому для Мэй будет контрпродуктивно лишать Джонсона реальных полномочий.

Я бы предположил, что у неё другой замысел: сыграть в ЕС в доброго и злого полицейских.

Сначала переговоры будут вести злые Дэвис и Фокс, упираясь лбом и требуя невозможного. А потом будет приходить добрый и симпатичный Джонсон и предлагать ЕС взаимовыгодный компромисс.

В таком случае успешный итог переговоров куда более вероятен.

Но он, конечно, не будет полностью успешным. Британия не сможет получить всего, чего хочет. В частности ей, очевидно, придется пойти на серьезные уступки именно по иммиграции. А эта тема для многих британцев довольно болезненна. И в том, что иммиграцию не удалось сократить так, как многие надеялись, можно будет обвинять именно Джонсона.

То есть давая Джонсону реальные полномочия — и реальную отвественность — Мэй убивает двух зайцев: обеспечивает максимально возможный успех переговоров и лишает очков вероятного будущего соперника в борьбе за премьерское кресло. Win-win.

Я бы предположил, что так она и поступит.


Хотя очень может быть, что все обернется совсем иначе. У всех людей свои приоритеты и своя логика, часто не совпадающая с нашей, поэтому предсказывать действия других  - дело неблагодарное. Поживем-увидим.