Thursday 13 November 2014

Когда говорят пушки, рубль дешевеет

Про курс рубля, нефть инфляцию и вообще все сразу - важно понимать, что любая цена - валюты, нефти, мяса, молока и так далее - в первую очередь отражение наших представлений о будущем. Если будущее представляется мрачным, нефть и рубль будут дешеветь, а валюта и продукты - дорожать, независимо ни от каких заседаний ОПЕК и валютных интервенций Центробанка. Если же будущее представляется светлым, то нефть будет расти, а рубль укрепляться безо всякого вмешательства российского или мирового правительства.

Речь, разумеется, не об аутотренинге — если в позу лотоса, закрыть глаза и много раз повторить «молоко дешевеет», заметного эффекта, скорее всего, не будут. Речь о преобладающих ожиданиях участников рынка, продавцов и покупателей. То есть, большинства населения.
Если люди ожидают, что обстановка в мире будет оставаться напряженной и санкции никуда не денутся, то они будут скупать больше еды. Как скоропортящейся, чтобы насладиться ей в последний раз, так и долгого хранения, чтобы на всякий случай запастись ей на черный день. Все это будет создавать давление на рынок и толкать цены вверх. Продавцы, ожидая завтрашней инфляции, станут повышать цены уже сегодня — ведь завтра, когда они получат деньги, эти деньги будут стоить уже меньше, значит, необходимо получить большую сумму. Это подстегнет инфляцию еще больше. Если производители видят, что политическая ситуация в мире ухудшается и отношения между странами портятся, они вполне оправданно ожидают, что торговля между этими странами будет сокращаться. Значит, упадет платежеспособный спрос на их товары. Значит, производить надо меньше. Значит, сырья для производства — нефти, металлов и т.д. завтра тоже понадобится меньше. Значит, их будут меньше покупать. Значит, цены на них будут падать. И если в такой ситуации ОПЕК сократит производство, то это воспримут как еще одно свидетельство того все правильно делаем, спрос уменьшается, вот и ОПЕК серьезно заволновался. И будут покупать еще меньше нефти. Что будет толкать цены вниз, несмотря на лимиты ОПЕК. Но и это не всё. Крупный международный кризис означает в первую очередь неопределенность. Будет война или не будет войны? Будет обвал экономики или не будет обвала экономики? Во время определенности все стараются вложиться в наиболее стабильные активы. Наиболее стабильные активы — всегда западные. Они, возможно, медленно растут, но их и не лихорадит, как весь остальной мир, они не обвалятся на 50% сразу, власти западных стран не объявят дефолт, их валюта не рухнет втрое за неделю. Поэтому инвесторы будут выводить активы с развивающихся рынков в доллары, евро и ценные бумаги Европы и США. Поэтому доллар будет дорожать, и любая долларовая интервенция ЦБ во время кризиса будет приводить лишь к тому, что банки будут скупать всю доступную им валюту и запасать ее на черный день. И любой выброс на рынок рублевой ликвидности во время кризиса тоже будет вести не к увеличению кредитования промышленности — потому что где та промышленность будет завтра — а к скупке на эти рубли валюты.
Российские власти сейчас намекают, что рубль и цена на нефть сейчас падают в результате антироссийского заговора. Так оно и есть, только заговор этот составили они сами, когда в начале 2014 года решили раздербанить Украину на части и вызвали в результате самый серьезные международный кризис за последние полвека.